Сколько партий нужно выиграть чтобы стать гроссмейстером
Сколько партий нужно выиграть, чтобы стать гроссмейстером?
Давайте посчитаем:
- Предположим, текущий рейтинг — 1200, уровень хорошего любителя
- Рейтинг крепкого гроссмейстера — 2600
- Выигрыш/проигрыш с соперником из твоей рейтинг-группы в среднем приносит или забирает 8 очков рейтинга
Нужно добрать 1400 очков рейтинга. Это 1400/8 = 175 побед. Если бы получалось выигрывать по партии в день и никогда не проигрывать, через 175 дней можно стать гроссмейстером. Занимаясь 5 дней в неделю, это займёт 35 недель (175/5), что приблизительно равно 8ми месяцам. Если никогда не проигрывать.
Понятное дело, что будут и поражения, что делать в этом случае? Проанализировать партию, потратить время на обучение и выиграть два раза. Один раз, чтобы компенсировать потерю от проигрыша. Второй раз, чтобы заработать свои +8 в этот день. С каждым следующим проигрышем в этот день время на обучение или глубину анализа ошибок стоит удваивать, чтобы таки компенсировать недостаток в знаниях.
Конечно, есть и ньюансы.
Время
Здесь хорошо бы определиться, с каким контролем времени будем играть. Партия в блице 3 минуты + 2 секунды на ход, обычно длиться не более 10 минут. На 10+5 рапид уйдёт с полчаса. 15+15 наименьший приближенный к классике вариант, выльется в час. Полная партия 45+45 будет длиться около 3 часов.
Чем больше ты тратишь времени на углубленное изучение позиции, тем больше пользы от такой практики. Следовательно, при принятии решения, с каким контролем времени играть, оцениваем сколько мы можем потратить времени сейчас и играем наидлиннейшую партию.
Лучшая практика — это осознанная практика. Учимся анализировать позиции глубоко, каждый раз на пределе своих возможностей, используя отведённое на ход время.
Сколько времени тратить на обдумывание хода? Конечно, зависит от критичности позиции. Знакомые дебюты разыгрываются почти мгновенно. Сложные критические позиции заслуживают тройного, а то и большего, по сравнению с обычным времени. В среднем хорошо работает такой подход — оставляем себе возможность сыграть ещё ~40 ходов, в эндшпиле ~20.
Пример — партия 15 минут + 15 секунд добавления на ход.
X минут / 40 = 1.5*X секунд.
Т.е. на обдумывание хода тратим в среднем 15 * 1.5 + 15 ~ 40 секунд.
Пример №2 — контроль 5+3. Осталось 2 минуты основного времени, идёт разгар миттельшпиля. На ход 2 * 1.5 + 3 ~ 6 секунд.
Используем время по максимуму, оставляя себе возможность доиграть партию.
Где искать соперников?
Если ценим время, то предпочтение стоит отдавать игре онлайн, когда в течение нескольких секунд тебе могут найти соперника с твоим рейтингом +-100. Однако онлайн участие не даёт тебе право называться гроссмейстером — нужно будет заработать рейтинг участвуя в официальных турнирах, а после достижения планки в 2500 — выполнить определённые нормы. Играя онлайн, можно выработать навыки игры, которые позволят это осуществить.
Если периодически, но без фанатизма, совмещать игру онлайн с игрой вживую, можно сократить путь. В нашей же стратегии первоочередным является рейтинг 2600 в классике онлайн.
При этом стоит отдавать отчёт, что официальные звания зарабатываются только в живой игре. Как сдать на звание/разряд — читайте в следующих статьях.
Чем выше рейтинг, тем сложнее может оказаться поиск соперников по силам. Пользуемся платформами с максимальным количеством участников, такие как chess.com и lichess.org. Хикару Накамура с рейтингом 3000 частенько играет онлайн, да и есть толпа товарищей с рейтингом за 2600 (не обязательно титулованных) на обоих платформах.
Формат обучения
Составить приоритет практик, актуальный для тебя на данный момент. Новые знания и анализ должны предшествовать игре. В игре предпочитать партии, где есть время на глубокий анализ, ограничивая или устраняя вовсе блиц. Идеи, что можно изучать, смотри здесь. Это позволит развиваться гармонично, шаг за шагом убирая пробелы в каждой области. А способности к аналитическому мышлению позволят выявлять шаблоны и применять полученные знания в похожих ситуациях.
С повышением мастерства, всё больше усилий нужно чтобы сделать очередной шаг вперёд. Искать возможности увеличивать время на обучение. Подключать людей уже прошедших этот путь в качестве тренеров и консультантов. Предпочитать осознанное обучение, нацеленное на конкретный аспект игры более поверхностному и формальному.
Простая, но эффективная установка — если есть вопрос, почему лучший ход этот, а не другой — не откладывая, найди на него ответ. Анализируй, всё что сыграл. Нет возможности проанализировать это прямо после партии — сделай пометку, сделать это при первой возможности. Если ты хочешь расти, у тебя должны быть вопросы. Если ты гроссмейстер или хочешь им стать, у тебя должны появляться ответы. И как можно быстрее, ведь даже Магнус с Стокфишем задают себе вопросы, а что можно улучшить.
Серия поражений — что делать?
Может получится ситуация, что день подошёл к концу, а в плюс так и не удалось выйти, возможно даже ушли в глубокий минус по рейтингу. Что делать?
С улыбкой на лице готовимся ко сну и завтра начинаем от точки, где остановились. Новый день — с нового листа. Хорошая стратегия — заранее договориться с собой о так называемом stop-loss limit — максимальное допустимое количество проигрышей за сессию.
Например, если в день проигранно 2 партии, больше не играть, только обучение. Ничего страшного, если срок выхода на желаемый уровень отодвинется. Не стоит бросаться сразу в следующий бой после поражения с целью отыграться. Изучай, анализируй, применяй новые знания. И продолжай двигаться вперёд.
Ничья
Как относиться к ничье? В нашем случае это то, что не привело к росту. Но и отыгрываться не нужно. Соответственно, достаточно проанализировать, дообучиться и сыграть ещё одну партию.
Анализировать полезно как проигранные, так и ничейные, так и победные партии, желательно с поиском ошибок и лучших ходов с обоих сторон. Каждая партия сыгранная с любых исходом должна стать для тебя фундаментом для дальнейшего роста и успеха.
Эксперимент
Предлагаю тебе попробовать эксперимент. Играть каждый день, следуя описанной стратегии на протяжении 30 дней. Сверить результат до и после. Если текущий рейтинг не определён — первым делом сыграть 20 партий в выбранном контроле времени, максимально позволительном для тебя. Рекомендую 15+15 на lichess.
После этого проведи 30-тидневный эксперимент, следуя правилам:
- Занимаемся 5 дней в неделю, можно больше, но не меньше.
- Сначала обучение, потом игра с наиболее длинным контролем времени.
- Каждую игру анализируем, прежде чем играем следующую.
- Два проигрыша в день — больше не играем, есть ещё время — обучаемся и анализируем.
- Время идти спать — идём спать, в здоровом теле — здоровые мысли.
- Через месяц наблюдаем изменения в рейтинге.
Интересно попробовать? Когда начнём? Может сейчас? До гроссмейстера возможно тебе осталось «всего» 175 побед… или 10 тысяч часов практики. Правда где-то рядом и она индивидуальна. Главное знать, какой следующий шаг и сделать его.
Пиши о своих наблюдениях и вариантах улучшенных стратегий в комментариях. Успехов!