Игра с добавлением времени
Важным совершенствованием шахмат в своё время было использование шахматных часов. До этого партии могли играться сутками, и в принципе одна из стратегий при худшей позиции могла быть «взятие на измор». Соперники могли и уснуть во время игры, что уж говорить о зрителях.
Какие варианты ограничений по времени играют сейчас? Например, по часу каждому. Пока думаешь — идёт время. Как время закончилось — проиграл. Исключение — у тебя закончилось время, а у соперника не осталось фигур чтобы теоретически поставить мат, тогда ничья.
Таким образом нужно грамотно распределить время, чтобы хватило его на всю игру, и особенно на сложные для анализа позиции. Иначе можно попасть в цейтнот — у тебя времени осталось мало, а у соперника много, следовательно в твои ходы начнут закрадываться ошибки, что может привести к поражению, даже когда у тебя была лучшая позиция до входа в цейтнот.
Добавления времени на ход позволяет смягчить последствия цейтнотов — таким образом, если заведомо знаешь как реализовать своё преимущество, то этих добавлений может хватить, даже когда основное время закончилось. Но есть разные варианты как можно добавлять время, с этим предлагаю и разобраться подробнее.
Контроль Фишера
Контроль с задержкой без накопления
Контроль Бронштейна
Какой способ добавления времени лучше?
А ещё лучше уточнить — лучше для кого?) Например, в играх с детьми мы договариваемся на разный контроль времени — им 10 минут на партию, мне 3, 2 или 1 минута. При этом они предпочитают играть без добавления. Почему? Потому что так больше шансов «срубить флаг» — выиграть по времени. Даже если мы меняем 2 минуты на 1 минуту + 1 секунду добавления на ход по Фишеру, с добавлением получается больше шансов успеть выиграть — линейный мат можно ставить, тратя на ход и меньше 1-й секунды.
Тут срабатывает недостаток добавления времени по Фишеру — возможность накопления времени. Ведь не для этого придумали играть с часами, чтобы время накапливать, а для того, чтобы время убывало и партии не затягивались. В этом плане что контроль Бронштейна, что контроль с задержкой более справедливы. Есть время на каждом ходу сделать адекватный ход, но за быструю игру времени не прибавится, просто останется как есть.
На самом деле лишь маленький ньюанс различает контроль с задержкой от контроля Бронштейна — поведение часов, когда осталось времени меньше, добавляемый период. В этом плане любой вариант справедлив и адекватен. Контроль Бронштейна только более динамичный и живой, так как часы начинают идти, как только передали ход. Сделал ход — получил бонус — те заветные секунды добавления.
Контроль с задержкой в этом плане немного может ввести в ступор — ведь не понятно, часы работают или нет, время ведь не идёт. А с другой стороны, принцип контроля с задержкой можно очень легко объяснить непосвящённому, в этом определённый плюс.
А ты бы предпочёл какой вариант игры с добавлением — Фишера, Бронштейна или с задержкой? Почему?
Однозначно лучше играть с часами ,но без задержки или накопления. Просто например 10+0