Игра с добавлением времени

no image avaiable
Важным совершенствованием шахмат в своё время было использование шахматных часов. До этого партии могли играться сутками, и в принципе одна из стратегий при худшей позиции могла быть «братие на измор». Соперники могли и уснуть во время игры, что уж говорить о зрителях.
Какие варианты ограничений по времени играют сейчас? Например, по часу каждому. Пока думаешь — идёт время. Как время закончилось — проиграл. Исключение — у тебя закончилось время, а у соперника не осталось фигур чтобы теоретически поставить мат, тогда ничья.
Таким образом нужно грамотно распределить время, чтобы хватило его на всю игру, и особенно на сложные для анализа позиции. Иначе можно попасть в цейтнот — у тебя времени осталось мало, а у соперника много, следовательно в твои ходы начнут закрадываться ошибки, что может привести к поражению, даже когда у тебя была лучшая позиция до входа в цейтнот.
Добавления времени на ход позволяет смягчить последствия цейтнотов — таким образом если заведомо знаешь как реализовать своё преимущество, то этих добавлений может хватить, даже когда основное время закончилось. Но есть разные варианты как можно добавлять время, с этим предлагаю и разобраться подробнее.

Контроль Фишера

Контроль с добавлением времени на каждом ходу и суммированием, предложенный Фишером. На игру устанавливается общий лимит, и на каждом ходу игрока к его лимиту прибавляется определённое небольшое время. Таким образом, если очередной ход сделан за время, меньшее добавляемого, то лимит будет расти, если за бо́льшее — уменьшаться. Делая ходы быстро, игрок создаёт себе «запас» времени, который он может израсходовать в любой момент.

Контроль с задержкой без накопления

Часы включаются не сразу после нажатия на кнопку, а через определённое время, составляющее обычно несколько секунд. Если игрок успевает сделать очередной ход и переключить часы за это время, то его основные часы не запускаются, и базовый лимит времени не расходуется. Накопление времени происходит за счёт тех ходов, которые были сделаны в течение времени задержки. Увеличиваться лимит не может, так как неиспользованное время задержки не суммируется. Часы, реализующие этот вид контроля, называют ещё «часами с цейтнотной зоной», поскольку основная идея задержки включения часов — сгладить жёсткий цейтнот. Например, если у игрока в выигрышной позиции осталось около десятка секунд основного времени, а для реализации преимущества нужно двадцать — тридцать ходов, то при обычном контроле соперник может «играть на время» и выиграть, а при наличии «цейтнотной зоны» это уже не получится.

Контроль Бронштейна

Схема с возвратом после хода, предложенная Давидом Бронштейном. Устанавливается лимит на партию и определённое небольшое «возвращаемое время». При каждом переключении часов после хода часы ходившего игрока возвращаются назад на это время, но не далее, чем до предыдущих показаний (то есть стрелка часов не может вернуться дальше положения, которое было перед этим ходом). Как нетрудно заметить, эта схема аналогична контролю с задержкой, за одним исключением — дополнительное время добавляется не перед ходом, а после него. Поэтому если в предыдущей схеме игрок, у которого осталось, допустим, менее полсекунды времени основного лимита, может неограниченно долго играть на задержках, то при использовании контроля Бронштейна такой игрок просрочит время, поскольку не успеет сделать за оставшиеся доли секунды очередной ход.

Какой способ добавления времени лучше?

А ещё лучше уточнить — лучше для кого?) Например, в играх с детьми мы договариваемся на разный контроль времени — им 10 минут на партию, мне 3, 2 или 1 минута. При этом они предпочитают играть без добавления. Почему? Потому что так больше шансов «срубить флаг» — выиграть по времени. Даже если мы меняем 2 минуты на 1 минуту + 1 секунду добавления на ход по Фишеру, с добавлением получается больше шансов успеть выиграть — линейный мат можно ставить тратя на ход и меньше 1-й секунды.
Тут срабатывает недостаток добавления времени по Фишеру — возможность накопления времени. Ведь не для этого придумали играть с часами, чтобы время накапливать, а для того чтобы время убывало и партии не затягивались. В этом плане что контроль Броншейна, что контроль с задержкой более справедливы. Есть время на каждом ходу сделать адекватный ход, но за быструю игру времени не прибавится, просто останется как есть.
На самом деле лишь маленький ньанс различает контроль с задержкой от контроля Броншейна — поведение часов, когда осталось времени меньше, добавляемый период. В этом плане любой вариант справедлив и адекватен. Контроль Броншейна только более динамичный и живой, так как часы начинают идти, как только передали ход. Сделал ход — получил бонус — те заветные секунды добавления.
Контроль с задержкой в этом плане немного может ввести в ступор — ведь не понятно, часы работают или нет, время ведь не идёт. А с другой стороны принцип контроля с задержкой можно очень легко объяснить непосвящённому, в этом определённый плюс.
А ты бы предпочёл какой вариант игры с добавлением — Фишера, Броншейна или с задержкой? Почему?

Поделитесь с друзьями

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.